Наш школьный музей «Судьба семьи в судьбе страны» создан в 1999 году. Общее количество музейного основного и вспомогательного фонда – 725. Из них экспонатов основного фонда – 410. Научно-вспомогательного – 315. Основной фонд музея составляют подлинные фотографии, награды, грамоты участников ВОВ, рукописные воспоминания ветеранов ВОВ, жителей блокадного Ленинграда. Экспозиция "Духовные традиции русской семьи" состоит из экспонатов, представляющих быт русских крестьян XIX –XX в.в. (одежда, кухонная утварь, изделия из льняного полотна, ткацкий станок, пряха и т.д.) Также в музее собраны материалы по истории школы о первых директорах, педагогах школы, первых выпусках, о выпускниках разных лет, о школьных династиях.
Экспозиция музея представлена 4 разделами:
Духовные традиции русской семьи.
Экспозиция отражает культуру и жизнь русских крестьян XIX –XX в.в., наши национальные традиции, праздники.
Судьба семьи в судьбе страны.
Данная экспозиция представлена экспонатами из семейных архивов, рассказывающих об истории семьи, о судьбах отдельных людей в переломные эпохи истории страны.
Школа – наш дом.
Экспозиция посвящена истории школы. Содержит информацию о первых директорах, открывавших школу, первых учителях, первых выпусках. Разделы экспозиции посвящены выпускникам школы, истории детских и юношеских организаций.
Победители.
Экспозиция посвящена участникам и ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., труженикам тыла.
По направлению «Изучение истории семьи» созданы экспозиции «Русская горница» и «Моя родословная». Русская горница – отражение духовных традиций русской семьи. Отдельная комната музея - прообраз русской избы. Здесь можно увидеть предметы быта (самовары, угольные утюги, глиняные кувшины, рубели, фонари и др.), одежду из льна, нательные рубахи, вышитые рушники. В этой части экспозиции проводятся интерактивные экскурсии, где учащиеся имеют возможность взять в руки и рассмотреть все экспонаты, использовать их для реконструкции отдельных событий , изучения техник, использованных в рукоделии и т.д. Экспозиция «Моя родословная» включает материалы из истории семей учащихся, она является мобильной, ее можно использовать не только для проведения экскурсий в музее, но и для проведения экскурсий в каждом классе. Актуальность экспозиции придает и то, что она касается каждого ученика, является личностно значимой.
Экспозиция «Победители» посвящена событиям Великой Отечественной войны. В витринах представлены фотографии ветеранов Великой Отечественной войны Центрального района, фотографии участников войны, родственников школьников, подлинные наградные документы, красноармейские книжки из семейных архивов учащихся, выпускников, жителей микрорайона. Отдельные стендовая экспозиция о женщинах-ветеранах Великой Отечественной войны о клубе «Боевые подруги» Центрального района г.Барнаула, работавшем в 90-е годы. Среди экспонатов есть боевые трофеи: гильзы от снарядов пушки, крупнокалиберного пулемёта, коробка для пулемётной ленты, солдатская каска, офицерский планшет.
История страны – это и история школы, и судьбы её выпускников, педагогов. Материалы экспозиции «Школа – наш дом» рассказывают о первых директорах, о педагогах, работавших в школе со дня открытия, о выпускниках, которые после окончания школы стали успешными в своём любимом деле. В музее есть экспонаты- атрибуты детских организаций советской эпохи: октябрятский, пионерский, комсомольский значки, пионерские галстуки, знамёна, вымпелы, барабаны. Сохранился сборник систематических диктантов для учащихся 1939 года, рукописные альбомы классных коллективов 70-80 годов, в которых прописаны законы чести класса, правила, личные и коллективные достижения и др.
Отдельная экспозиция посвящена выпускникам И.Адаеву и В.Вавулину, погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане.
Нашей школе уже 64 года, и за это время образовалось уже больше 100 школьных династий. На сегодняшний день в школе учится уже по четвёртому поколению учеников из одной семьи. Об этом рассказывает экспозиция «Школьные династии». Эта экспозиция также является личностно значимой, т.к. касается учащихся и истории их семей.
Основным источником информации для музея по направлению «Изучение истории семьи» являются семьи учащихся. Первый этап работы - составление родословной. Дети вместе с родителями и родственниками составляют родословное древо, пишут историю семьи, выясняют, как события истории страны меняют судьбы людей. Из полученных данных формируются поисковые задания по краеведению.
На втором этапе каждое поисковое задание распределяется по классам с учетом возрастных особенностей детей и официально вручается на первом заседании Совета музея представителям классов. Выполнение поисковых заданий классами отслеживается 1 раз в полугодие: на Совете музея и общешкольной музейной конференции.
Одно из ведущих направлений поисковой работы посвящено увековечиванию памяти воинов, погибших при исполнении воинского долга. Ценность работы по этому направлению в том, что информацию учащиеся получают не только из книг, но и от живых людей, участников этих событий, из семейных архивов, рассказов своих близких. Творческие работы учащихся «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Награда в моем доме», «Моя семья» дают первичный материал, который в процессе изучения расширяется. От конкретного человека дети переходят к конкретному событию в истории страны. Таким образом, накапливается информация не только об одном человеке, но и о том историческом событии, участником которого он являлся. По итогам такой работы сформирован банк данных о ветеранах Великой Отечественной войны , жителях микрорайона, оформлена экспозиция «Во имя жизни», рассказывающая о военных событиях, «Они сражались за Родину» о ветеранах Великой Отечественной войны, «Бессмертный полк».
В результате поисковой работы из семейных архивов в музей поступили подлинные фотографии участников Великой Отечественной войны 1941, 1943, 1944 годов. Оформлена экспозиция, посвящённая одному из первых основателей комсомола на Алтае, участнику Великой Отечественной войны, П.П. Медведеву, в которой представлены подлинные фотографии 1929 г., 1943г, красноармейская книжка, удостоверения к медали «За боевые заслуги», «За освобождение Ленинграда».
В музее хранится подлинное удостоверение красногвардейца и красного партизана Крылатова С.Н., которое передала Максимова М.С., ветеран педагогического труда школы №54; купоны на денежные выдачи к удостоверению о награждении медалью погибшего сына семьи Зайцевых; подлинные фотографии периода гражданской войны. Семья Лотковых передала копии фронтового дневника и писем ( их в семье хранится 114) своего прадеда Патрушева М.А.
Одно из поисковых заданий – история памятника умершим от ран в госпиталях г.Барнаула. В архиве г.Барнаула не сохранилась информация о солдатах, умерших от ран в госпиталях г.Барнаула в годы Великой Отечественной войны. Члены поисковой группы занимаются поиском этих солдат в общей базе данных «Мемориал». На сегодняшний день выяснились имена и фамилии, место рождения, место призыва и звания 132 воинов из 420. В г.Алейске найдены родственники Срыбного А.Н. Также были установлена связь в селе Ельцовка Алтайского края с племянником Героя Советского Союза М.В. Елесина. Информация о работе по изучению истории памятника, а также по увековечению памяти генерала-майора А.Г.Сорокина и Героя Советского Союза М.В.Елесина выставлена в поисковой системе «Википедия».
Итоги поисковой работы подводятся на ежегодных конференциях «Судьба семьи в судьбе страны», где ребята выступают с докладами, исследовательскими работами по краеведению.
Педагоги постоянно используют музейные экспонаты и собранные в ходе поисковой работы материалы для проведения предметных недель истории и обществознания, русского языка и литературы, начальных классов. Классные руководители проводят уроки мужества в музее, уроки чести «Я – ученик 54 школы». Сложилась традиция проводить первую экскурсию в музей для первоклассников в День знаний. Учителя начальных классов на основе музейных экспозиций осуществляют проектную деятельность младших детей в рамках ФГОС. Традиционными в музее стали Дни открытых дверей для родителей и жителей микрорайона.